Технология закусона

  • Автор
– Хлеба, – сказал ему Тирион, – две маленькие рыбки и кружку доброго темного пива, чтобы утопить их.

Дж. Мартин «Игра престолов»




Опосля знаменательного джыновского поста, вызвавшего холивар на тему «как лучше умертвлять потребляющих пиво с рыбой: колесованием, сожжением или анальным введением высоковольтного электрода?», меня не оставляла мысль разобраться в том, откуда вообще взялся обычай взаимодополнения солодового напитка мертвыми представителями водной фауны. Потому, навострив гугль и обложившись пыльными томами из домашней библиотеки (полки: «Жри и бухай!» и «Нафига я бросил истфак?»), я ломанулся в историю вопроса с целью поиска ответа.


Что примечательно, как интернет, так и книги содержат множество информации о происхождении пива, его видах, особенностях рецептуры в пределах конкретной геокультурной локации (так, например, с удивлением обнаружил, что наше «Жигулевское» широко известно по всей Европе как «Венское», поскольку до сих пор варится по рецепту, завезенному в Жигули в конце позапрошлого века австрияками), правилах консервирования и фильтрации, однако нигде не приводится информации о том, что является традиционной закусью к этому замечательному напитку в различных частях света.

Исходя из этого, основной вопрос исследования не получил конкретного и четкого ответа из авторитетного источника, и все выводы пришлось строить на наборе косвенных данных, потому, сами понимаете, все здесь написанное, может быть с достаточной легкостью опровергнуто.

БУХАРИКИ БРОНЗОВОГО ВЕКА
Итак, начнем с древней истории. Как известно, пиво – напиток очень старый. Пивоварением (правда тогда еще безхмелевым) занимались и вавилоняне с египтянами, и франки с германцами. А Хаммурапи, первый шумерский (да и, вообще, первый из известных) законотворец даже постановил топить в собственном продукте производителей поганого пива – шарил мужик. Античные цивилизации, конечно, изрядно подпортили статистику своими винами, однако пиво в любом случае остается древнейшим алкогольным напитком. Так с чем же пили пиво имхотепы с ашурназирпалами? Ответ на этот вопрос дает знание экономических реалий древних ближневосточных цивилизаций. Вавилонское царство, Египет и Ассирия (речь в первую очередь именно о них) были рабовладельческими монархиями, соответственно, роль рабов в обществе была колоссальной – стоило им только намекнуть на бунт, тут же бы наступил взаправдашний карачун. Потому строители пирамид и зиккуратов немалое внимание уделяли рабскому меню. Требования к жратве для рабов были простые: она должна была быть достаточно сытной, чтоб раб не загибался и достаточно вкусной, чтоб он не бунтовал. Согласно одной из версий, именно тогда и было придумано пиво – освежающий калорийный слабоалкогольный напиток, получив парочку кружек которого после тяжелого трудового дня на мегастройке, раб терял всякое желание шевелиться и бунтовать. Таким образом, первым массовым потребителем пиваса был египетский раб. А что жрали рабы на стройке пирамид? Про рацион строителей шумерских зиккуратов сведений я не нашел, но вот меню египетского раба обнаружить удалось (в учебнике по истории древнего мира для вузов – спасибо стопиццот лет назад брошенному истфаку!). Так вот, дежурными продуктами в нем были: просяная каша, горох, пиво и… (драматическая пауза) вяленая рыба! Египтяне, надо понимать, были весьма неглупы (особенно, для своей эпохи) и имели неплохие познания об устройстве человеческого организма и правильном питании, потому они прекрасно осознавали значения белка в рационе. А основным источником дешевого белка была именно рыба! Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в данном случае речь идет именно об особенностях рациона, а не о специфической «пивной» закуске.

СЕВЕРНОЕ ВИНО
Примечательно, что пиво возникало или там, где жарко, или там, где холодно. Античные цивилизации умеренного и субтропического поясов со своими виноградниками прочно задвинули пивас на вторые роли. Вот и убивали друг друга с перепою почем зря. А древние цивилизации Аравии и Северной Африки, освежались пивасиком и было у них все нишняк. Кстати, на древнем Кавказе (конкретно, в Урарту – это территория нынешней Армении) тоже предпочитали освежаться пивасиком, это потом уже эллины приучили их к вину. Но обратимся на европейский север – еще один древнейший очаг пивоварения. Во времена Римской империи ее северные соседи – германские и кельтские племена, не имевшие ни навыка, ни виноградников для производства винища, активно потребляли напиток из солодового сусла. Хмель также не добавляли, а для смягчения приторного вкуса пихали в пиво всяку растительную каку, из которой наиболее безопасным был можжевельник (он, кстати, до сих пор числится в составах многих элей, в том числе «Старого бобика»). Остальные ингридиенты бывали далеко не так безобидны – вплоть до белладонны и прочих ядовитых штук. Возможно, именно северное пиво, а вовсе не галлюциногенные грибы, было причиной знаменитого боевого безумия, которое демонстрировали как кельты, так и германцы. И чем же эти отчаянные ребяты закусывали свое нешуточное пойло? Тут уже есть более подробные сведения (тогдашняя европейская кухня особым разнообразием не отличалась): в континентальной Европе – мясо, хлеб, злаки, бобовые, корнеплоды, в «береговой» и островной – то же самое плюс в солидных количествах рыба (sic!). Причем, стоит отметить, что рыба по-прежнему считалась бросовым дешевым белком, в то время как мясо уже претендовало на роль аристократической пищи (в той мере, в какой можно говорить об аристократичности в этих цивилизациях). Как видим, рыба снова наличествует в рационе, но, опять же, не в качестве специфической пивной закуски.

МОНАСТЫРСКАЯ ИЗБА
О закуске в сегодняшнем понимании вообще говорить еще рано. В рассмотренные периоды пиво не было, как сейчас, «напитком удовольствия», скорее уж входило в меню на правах полноценного блюда. Пивные закуски (кстати, многие ценители в традиционно «пивных» державах до сих пор не признают их) появились вместе с розничной продажей пива. А розничная продажа, в свою очередь, подразумевала какое-никакое, но массовое производство. А таковое возникло в Европе в развитом средневековье (13-15 вв.) и было неразрывно связано с развитием монашества и монастырей. Именно монахи, скучавшие из-за отсутствия интернета в своих кельях, и ставили эксперименты на солодовом сусле, пробовали, что получилось, записывали ощущения и передавали записи потомкам. Именно они в своих изысканиях обнаружили такой важный ингредиент как хмель, который с тех пор прочно прописался в пиве. В монастырях тогда вообще конкретно занимались проблемами бухла: в Италии, Франции и Испании совершенствовали вино, в Германских землях, Чехии, Скандинавии и Ирландии – пиво. Кстати, исходя из того, что Ирландия приняла католицизм несколько раньше остальной Европы, ее реально можно рассматривать как страну с самыми древними традициями профессионального пивоварения. А шотландские монахи в это время дистиллировали вискарь, ласково называя его aqua vitae…

Но отвлекся. Монахам, как любым исследователям, приходилось много перемещаться в пространстве, а поскольку Путин тогда еще не запустил «Сапсаны», и не летал с журавлями на мотодельтаплане, нести слово Божие по Европе приходилось своим пешком. Приличный монастырь, понятно дело, не мог бросить брата в пешую прогулку из Праги в Реймс без соответствующего запаса провианта. Сухой паек «солдата веры» состоял примерно из следующего: сухари (реже галеты), вяленая рыба (далеко не все католические ордена допускали мясную диету даже у странствующих монахов) и… ну, разумеется, пивас! Причем пиво предназначалось не для пития, а для размачивания вяленой рыбы, в которую клали столько соли, что без данной процедуры жрать ее было ну очень неприятно. Кстати, подозреваю, именно этот момент обыгрывает Мартин в отрывке, вынесенном в эпиграф – «утопить рыбок», скорее всего, означает именно «размочить их». Герои «Песни льда и пламени», конечно, живут в выдуманном мире, однако автор достаточно дотошно списал многие реалии средневековой Европы. И вот именно в этом «утоплении» можно проследить первый зачаток культуры рыбного закусывания пива.

ОБЩЕПИТ
Дальше – больше. Монастырское хмелевое пиво получило такую популярность, что предприимчивые бюргеры (тогда как раз зарождалась буржуазия) быстро смекнули, какой гешефт можно с этого поиметь. Так появились первые промышленные пивоварни, а пиво стало обязательным напитком во всех едальнях. Чуть менее предприимчивые бюргеры, не имевшие собственных пивоварен, но державшие кабаки, тоже достаточно быстро смекнули, что клиент выпьет куда больше, если в процессе пития будет пожирать какие-нибудь сухие и солененькие штуки: сухарики, галеты, сушеный горох, вяленые мясо и рыбу. Выбор мясо-рыба обуславливается, опять же, географией и достатком кабатчика – рыба и тогда была значительно дешевле мяса. И вот с этого и только с этого момента имеет смысл говорить о формировании специфической пивной закуски. Кстати, она далеко не всегда была именно сухой. В Польше, например (точнее, тогда в Речи Посполитой), к пиву часто подавали маринованных в чесночном масле и уксусе болотных угрей, полагая, что нет закуси лучше, чем острое и кислое. Квашеная краснокочанная капуста с острым перцем, маринованные груши или грибы, и моченые яблоки тоже котировались. А жители Ческе-Будеевице до сих пор полагают, что вкус высококачественного пива (особенно темного) лучше всего дополняют чернослив, изюм и курага. Если же говорить о горячей пивной закуске, то такого понятия тогда не существовало. Тогда пиво подавали к вепреву колену, а отнюдь не вепрево колено к пиву. Если говорить о крайнем островном западе Европы, то ирландцы к тому времени настолько намастырились варить стауты (темные сорта пива, к которым относится, в частности, и «Гиннес»), что закусывать их им представлялось святотатственным. Однако, в конце 19 – начале 20 века всемогущий масскульт начал брать свое, кумиры стали задавать тон и сформировалась культура закусывания стаутов плесневыми сырами.

ОТЕЧЕСТВО
Вот и добрались до мотивирующего постулата. Существует стереотип: «Закусывание пива сушеной/копченой рыбой – чисто русская фишка». Как видно из предыдущих параграфов, это не совсем верно. Однако совершенно справедливым будет отметить, что именно в нашей сверх меры противоречивой стране сочетание «пиво – таранька» стало классикой. Опять же вопрос «Почему?». Обратимся к истории проникновения пива в Россию (точнее, сначала Русь, а потом княжество/царство Московское). До монгольского завоевания русское пиво представляло собой ровно такую же, как в остальной Европе, солодовую брагу, сдобренную сорняками. В Ордынский период ситуация особо не изменилась. Монголы, вопреки расхожему мнению, не особо препятствовали развитию Руси, но и контакты с Европой ограничивали (не со зла, а просто по той причине, что внешнюю политику вела столица – Сарай-Бату, а вовсе не русские княжества). Кроме того, в силу разницы конфессий и монастырского уклада, монашеское пивоварение не получило такого развития как в Европе. Потому, приходится констатировать, что в период царствования Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим (17 век), когда Европа уже запускала пивоваренные заводики, а пиво из монастырей получало статус элитного, для наших соотечественников пиво было дешевым быдлячим пойлом, к которому подавалась столь же дешевая и быдлячья закусь. А что было самой дешевой закусью? Правильно – рыба, как правило, речная (дешево) и вяленая (долго хранится). Отсюда, видимо, исторически и идет та самая русская традиция потребления пива с рыбой.

Однако глупо было бы полагать, что те даже не традиции, а зачатки традиций пивно-рыбного пития дошли до нас со времен второго из Романовых. Тут надо понимать, что и поздняя Российская Империя, и Советский Союз – это тоже не жук накакал, а сверхдержавы. А СССР еще и 70 лет истории с глобальным переписыванием миропорядка, традиций и привычных вещей. Высшее имперское, а затем и партийное руководство (хоть последнее и выносило в важнейшие искусства лишь кино и цирк) прекрасно осознавали всю важность пивоварения для сохранения нужного народного настроения – схема-то еще фараонами отработана. Потому тарань и вобла, опять же, в статусе самой дешевой закуски подавались как в российских кружалах, так и в советских пивных павильонах. Что это означает с точки зрения современного потребителя? Это означает, что, как минимум, четыре поколения его предков жрали пиво с вяленой рыбой и не пыхтели. 100 лет – достаточный срок для формирования традиции, и это объективная реальность.

ШКОЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Ну и в завершения исследования обратим свой взор на самый дальний восток. В любом разговоре о пиве традиционно опускается тот момент, что Китай и Япония имеют ничуть не менее, а возможно и более древние традиции пивоварения и пивопотребления. Еще до того, как Иисус из Назарета стал Иисусом Христом, в Японии и Китае сформировалась сильная школа пивоварения. Более того, школа эта была со свойственной азиатам дотошностью формализована, систематизирована и стандартизирована. Китайцы и японцы варили пиво из просяного, ячменного и рисового солода (не брезгуя и сочетать их в рамках одного сорта), добавляя в него как хмель, так и иные травы. К тому моменту, как в Европе только начинала формироваться пивная монополия монастырей, жители Дальнего Востока уже имели несколько стабильных сортов пива с четко прописанной рецептурой. И вот сейчас, по идее, все поклонники сочетания «пиво-рыба» должны начать потирать руки в предвкушении, поскольку любовь, как японцев, так и китайцев к рыбным блюдам широко известна по всему миру. Спешу вас разочаровать – в странах Дальнего Востока пиво считается самостоятельным напитком, который пьется без всякой закуски. Сейчас, когда глобализация берет свое, для китайца нет ничего зазорного в том, чтоб рубануть кружечку светлого с вяленой или жаренной в карамели рыбкой, а то и (чем черт не шутит) с чипсами. Однако надо понимать, что в этом его желании нет никакой традиционности – все привнесенное с Запада и, что логично, из нашей с вами родной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На самом деле можно долго говорить о традиционности, куртуазности, смаковании вкуса, аристократичности сорта, самодостаточности напитка и прочей метафизической фигне. НО! Самое главное (тут чисто личное мнение) – это не нарушать концепции напитка. Пиво сегодня – напиток удовольствия, потому это самое удовольствие не должно нарушать ничто: хочешь с рыбой – пей с рыбой, хочешь с какашками вымирающего шакала с западного побережья Африки – штуцер тебе в руки и песка в глаза природоохранителям, хочешь с семками – держи кепон, хочешь с яйцом – вымаливай инвайт на глорушку… Сегодня мы не можем соблюсти букву традиций, да это и не главное. Главное – соблюсти дух, именно поэтому у меня щас пять бутылок холодненького и скумбрия.
  • 1
  • ?
  • 1796

34 комментария

Oskar
Извиняюсь, что много букав, но у меня и из головы-то дохуя текста получается, а если уж я в справочники лезу…
Короче все ваши «распять клятого графомана» совершенно справедливы. Но распинать не дам

PS Мегосайт сказал «дохуя! сокращай!». Сокращал
Genemed
Ай да Севыч! Ай да молодец! Я прочитал с большим удовольствием!
Отличная работа.
А так как Юхансон всё равно не осилит, потому будет продолжать пить пиво с чебуреками.
Genemed
да и кто сможет переубедить старого хакаса? у него зима не будет. все же знают.
Oskar
хакасы, как и все кочевые представители восточного ареала великой степи, считают рыбу червяком и ее не жрут. Так что, тот факт, что Юха рыбу есть (хоть и без пивы), — уже характеризует его как умного и прогрессивного чувака
Genemed
хорошая теория, кстати.
yuhansonn
нахуй идите оба. зима не будет. палых — рещной щермяк.
Globeson
С ахуенным удовольтвием почитал. Пил козла за 800 р.
Закуски не было.
Душевно написано. Люблю.
Globeson
Такое сильно хорошо читать проснувшись и потребляя сабж.
yuhansonn
Луи Ван Галь и Патрик Клюйверт — пидарасы. Турки рулят.
yuhansonn
Вы где? Духовные коллеги? У меня включен и ову и скайпо, но вас не наблюдаю, свиноты вы неблагодарные…
yuhansonn
Договорняк очень похоже Голландия — Турция. Похоже 2-1 тюрк победа будет.
yuhansonn
Оказвается вона чо
altabasova
Сева! Вчера как-то не добралась до прочтения, так что только сегодня с утра! Великолепно! Замечательный текст, познавательный, раскрывающий тему и все это написано талантливо! Браво!
stepanov
Эпично, блять! Надо распространять.
Lelik_Djan
фундаментально, хулеф!
yuhansonn
Можете писать какие угодно простыни — это не оправдает ваш хуевый вкус! *вбросил холиварчику ради* Именно что абская пища — пивасик и рыбасик вяленый. Но мы-то — не рабы! Рабы — не мы!
yuhansonn
абская = рабская, i mean
комментарий был удален
Globeson
Вадиюмин фака?
yuhansonn
Факу ты в зеркале видишь каждый день!
Genemed
ребята, хамите на русском.
Globeson
Да? Я не смотрю в зеркало. Не вожу машину.
yuhansonn
Нуб. Когда ведешь машину, то в зеркале видишь не себя, а отражение дорожной ситуации вокруг. Если ты будешь видеть только себя, любимого, то далеко не проедешь. Хотя бы в скайпе или в ову себя один болт видишь, такщта не пизди!
Globeson
паходу ты долбайоп.
yuhansonn
Неужто? Прозрел? Нихуя себе! Сам-то поди умный, интеллигентный ниибаццо?
dawe
Ну Севыч! Стопицот вопще!
CHaban
Спасибо, просвятительно. Прочитал с большим удовольствием. Брошеный истфак вместе оной наукою много потерял. А как на счет индейцев? Люблю пиво с табаком. Что на это говорит исторический опыт.?
butecretti
А я люблю вяленую щуку с крепким чёрным горячим чаем.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.