Театр Чиндорина

  • Автор


Вид с улицы Сибирской.
Фотография 1909-1910 гг.

Деревянное здание, принадлежавшее владельцу нескольких развлекательных заведений в Новониколаевске Чиндорину, находилось в Вокзальной части города, на пересечении улиц Сибирской и Нарымской. В этом помещении размещались ресторан и театр под названием «Яр».

В городе до революции так и не было построено специального театрального здания. Спектакли гастролирующих трупп ставились на сцене при железнодорожной станции, в здании Общественного собрания и в других неприспособленных помещениях. В 1909-1910 гг. Новониколаевск посетила В. Ф. Комиссаржевская и группа актёров Малого театра. Гастроли проходили в театре «Яр».
Вадим Капустин, историк: «В начале века это очень популярное было место. И это был, пожалуй, единственный театр, в котором выступали гастролёры, в том числе в 9-ом, 10-ом годах была группа актёров Малого театра».

Собирая материалы по истории Русско-Японской и Первой мировой войн, научный сотрудник Музея истории Сибирского военного округа Юрий Фабрика обнаружил заметку в газете «Сибирская Жизнь» за 1904 г. В ней говорилось: «На весьма незначительной и затерявшейся в просторе Барабинской степи станции Чулым местный буфетосодержатель господин Чиндорин всем проезжавшим через эту станцию в Страстную субботу и первые два дня Св.Пасхи воинским нижним чинам нашел возможность сделать пасхальный подарок в форме яиц, сыра, булок, ветчины и т.п., вследствие чего солдатики, вероятно, унесли с собою доброе воспоминание о нашей маленькой станции».

Разбогател и подался в город, открыл и держал в Новониколаевске незаконные публичные дома. В маленьком Новониколаевске с населением в 50–60 тысяч человек в 1913 году действовало 113 публичных домов, из них 7 открытых официально. Сексуальные услуги в Сибири времен Дега активно предлагались в пивных, где имелось «20 % водки, 30 % пиво и 50 % сифилиса». В Новониколаевске большинство таких пивных стояло на ул. Михайловской (нынешняя Ленина — от «Красного факела» до вокзала).

Позднее деревянное здание театра «Яр» сгорело.

***

СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
Владимир Шамов

Хотите верьте, хотите нет, все равно было так: первые жители нашего, тогда еще крошечного города равнялись не на какие-нибудь там городишки, а на столицы, да сразу на обе: на Москву и на Санкт-Петербург. Особенно два друга выкаблучивались друг перед дружкой, да и всем остальным тон задавали. Артист Махотин «синему» в город притащил, да такую, что их всего три на всю Россию-матушку стало: в Москве и в Питере и в только что народившемся, еще и городом-то не признанным Новониколаевске. А товарищ его в парке, названном так, что попервости и язык сломать можно – «Альгамбра», который на углу улиц Нарымской и Сибирской располагался, театр открыл и дело ведь как поставил, что все его театром Чиндорина ( знай наших) прозывать стали. Трудно театру, на первый взгляд с «синемой» соревноваться, народ ведь только на диво валом валит. Но это на первый взгляд. Развесил Чиндорин по всем базарам афиши:»Эй, такого не увидишь никогда, самые сильные и ловкие борцы», «Лучший российский иллюзион», «Укротители змеиного царства», «Поднебесные акробаты-летуны». Как тут не забросишь дела важные да не пойдешь подивиться на чудеса!

Была мечта у театрала Чиндорина пригласить на гастроль к себе в театр опять же самую-пресамую, знаменитую-презнаменитую актрису Веру Федоровну Комиссаржевскую. И осуществил замысел настойчивый деятель. Вот уж было столпотворение, вот уж народ ладошки все напрочь поотбивал, пока овации устраивал, да глотки понадорвал криками «браво» да «бис».

Но вот незадача случилась: сел Чиндорин денежку, вырученную от выступлений знаменитой актрисы, считать, и никак не может этого сделать, деньги вроде сквозь пальцы проваливаются. Видит купец – денег много, небывалая выручка, и так начинает считать, и сяк: десяточки в одну сторону, рублики в другую и все вместе сложит, а все равно сбивается. Тут в дверь постучали, и не успел купец рта открыть, вошла сама Вера Федоровна.

Кинулся Чиндорин к ней, опустился на коленку, давай руку целовать. А Вера Федоровна говорит:
— Что, милостивый государь, денежки сосчитать не можете?
— А вы откуда узнали? – опешил купец.
— Не наши они, — ответила актриса, — вот и счету не даются.
— Как не наши? – никак в голову не возьмет Чиндорин.
— По праву они, видно, погорельцам принадлежат, — ласково улыбнулась Комиссаржевская.

В ту пору город как раз только от пожара оправляться стал, который его чуть ли не наполовину уничтожил.

— Вера Федоровна, я с радостью, — воскликнул Чиндорин.

Деньги при этом на его массивном, покрытом зеленым сукном столе, сами денежка к денежке, копеечка к копеечке разложились. Ловко и быстро сосчитал их купец – получилась целая тыща рубликов ( тогдашняя тысяча не чета нынешней, целое состояние). На другой день снесли они деньги в Городскую управу. Благодарны были жители блистательной Комиссаржевской и провожать ее всем городом на вокзал пришли, по всей округе: и в полях, и в лесах цветы оборвали. Долго люди с перрона не расходились, очарованные красотой и добротой великой актрисы, а Чиндорин все думал и про волшебство, как деньги ему в счет не давались.
  • 3
  • ?
  • 738

3 комментария

CHaban
Эвоно как стало быть.
silvestra
В конце декабря 1908 года труппа новониколаевских любителей сценического искусства показывала на станции Коченево пьесу г-на Байкова «Два медведя в одной берлоге не уживутся». Можно, конечно, говорить о чисто просветительской цели поездки городских актеров «вглубь народа», но по самым осторожным и минимальным прикидкам сегодня это «от 70 руб. и выше». Спектакль прошел «на ура». Зал был переполнен, актеров провожали действительно бурными аплодисментами. Однако от отхода поезда оставалось всего пол часа и труппа заторопилась. Разбирались немудренные декорации, паковались и выносились на перрон. Только зрители почему-то не расходились.

И когда на тот же перрон высыпались разгоряченные теплым приемом актеры в ожидании поезда, следом за ними вышли не менее разгоряченные зрители. «Вы куда это собрались?» «Домой, в город, спектакль-то ведь окончен!» «Как это – окончен?! А медведи – где?!» «Какие медведи?» «А вот у вас на афише прописано – „Два медведя“, и ни одного не показали». «Так это же, понимаете, аллегория…» «Это мы понимаем! Мы все понимаем! Объегорили! Деньги взяли, а медведей нет! Мошенство! Ребята, бей их!»

Актерам удалось отбиться и попасть на вовремя подошедший поезд только, как сообщили газеты, «силами местной интеллигенции».

atas.info/reviews/odin-den-v-istorii/a-medvedi-gde/

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.