Кораблей псто

В эроплане на разбитом яблофоне нопейсал псто. Хороший, годный вышел псто. Потому и суда (бгг — коломбур) его запилю.




Одна моя знакомая, если быть точным – бывшая студентка, проходившая практику у меня в газете, – на днях в своем твиттере написала, что имеет мечту когда-нибудь поплавать на яхте, а еще лучше на старинном корабле. Дальше следовали сетования, что такой корабль взять негде, сейчас их нет, и попасть на них, ну никак. Удивительно, но она совершенно не права. Дело в том, что сейчас, во времена когда двигатель внутреннего сгорания и тот уже почитается за архаику, мировой океан преспокойно бороздит не один десяток парусных судов, многие из которых вполне заслуживают определения «старинный».

Но давайте подробнее. Начнем с того, что считать старинным парусным кораблем. Строго говоря, само определение «корабль», используемое широкой общественностью для обозначения чуть не всего, что плавает, у знатоков парусного дела имеет совершенно конкретное значение – судно не менее, чем с тремя мачтами, и прямым (или иногда говорят – полным) парусным вооружением. Все остальные суда, не отвечающие этим характеристикам (косое или смешанное вооружение, менее трех мачт) имеют свои названия: шхуна, бригантина, бакрентина, барк, бриг и так далее до самого йола. А такие слова как «клипер», «яхта» или «фрегат» не имеют к парусам вообще никакого отношения: первое определяет тип корпуса, второе – указует на владельца, третье – говорит об особенностях военного использования.

Теперь о старинности. Век морских судов дольше человеческого – при грамотном обращении и своевременном ремонте парусник может прослужить не одну сотню лет. Американский фрегат «Конститьюшн», спущенный на воду в конце восемнадцатого столетия, до сих пор числится в строю ВМС США, стоит в гавани Бостона и даже периодически постреливает из пушек и выходит в море.


USS Constitution в гавани Бостона

Но это, все же, уникальный случай – как правило, знаменитые суда оканчивают свой век более спокойно – стоят у причала, принимая посетителей, пришедших, «чтоб в пушку затолкать бычок». Как пример, флагман Нельсона и современник «Конституции» – «Виктори» – один из самых знаменитых кораблей-музеев или легендарный чайный клипер «Катти Cарк».



HMS Victory (сверху) и клипер «Катти Сарк»

Но мы отвлеклись. Вернемся к тем парусникам, которые и сейчас находятся на плаву.

С последней трети девятнадцатого века и до начала второй мировой многие грузоперевозчики активно использовали парусные суда. Стальные громадины под полторы сотни метров длиной и общей площадью парусов в несколько тысяч квадратных метров составляли вполне серьезную конкуренцию паровым и дизельным судам. Да, они были медленнее, да, они сильно зависели от погоды, сезонных и зональных ветров, но они и не потребляли топлива! Это была лебединая песня парусного флота, а парусники-гиганты назвали винджаммерами – выжимателями ветра. Одним из грузоперевозчиков, использовавших парусные суда, был гамбургский предприниматель Фердинанд Лайеш. Его грузовики прославились по всему миру своей скоростью и получили прозвище «летающие П», поскольку все их названия начинались именно с этой буквы: «Пруссия», «Потосси», «Пекин», «Поммерн», «Памир», «Падуя»… Кстати, упомянутые «Пруссия» и «Потосси» были крупнейшими парусниками не только для своего времени, но и в истории вообще. Однако, нас сейчас больше интересует «Падуя» – изящный четырехмачтовый барк, сошедший со стапеля в двадцатые годы прошлого века. Честно повкалывав на перевозке селитры и фосфатов из Латинской Америки в Германию и установив несколько рекордов скорости для парусных судов, «Падуя» встала на прикол в связи с началом второй мировой, а в 1946-ом была передана по репарации победившей стороне, то есть – Советскому Союзу. Так «Падуя» стала «Крузенштерном» – советским учебным судном.


Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» в девичестве — «Падуя»

Кстати, на тот момент барк «Крузенштерн» был вторым по величине парусником в мире. А кто же был первым? А первым был «Коммодор Йонсен» – также четырехмачтовый барк, также германской постройки, по той же репарации переданный СССР. Всего судно сменило три названия: спущенное на воду в 1921-ом под именем «Магдалена Виннен II», переименованное в «Коммодора» в 1936-ом, сейчас оно ходит под российским флагом и названием «Седов».


Барк «Седов»

Так что, как мы видим, старинные корабли, более того – корабли со славной, почти столетней историей, до сих пор рассекают волны, готовя курсантов морских училищ. И таких учебных судов не одно и не два. Назову несколько имен, за каждым из которых – история парусного флота. Учебное судно ВМС Испании – четырехмачтовая марсельная шхуна «Хуан Себастьян Элькано» и ее родная сестра – чилийская баркентина «Эсмеральда».



«Хуан Себастьян Элькано» и «Эсмеральда» — родственные связи на лицо

Трехмачтовый барк «Игл», на котором стажируется береговая охрана США. Японский четырехмачтовик «Ниппон Мару» и его молодой клон «Ниппон Мару II».


Барк «Ниппон Мару»

Советский учебный трехмачтовый корабль «Паллада», названный в честь того самого фрегата, книжкой о котором любители морской романтики зачитываются до сих пор…

Но парусники используются не только как плавучие академии. Многим из нас хочется ощутить все прелести путешествия под парусами, не испытывая при этом опасностей и дискомфорта матросской жизни. А если существует спрос, значит найдется и предложение: сейчас с туристическими рейсами океан бороздит с десяток парусных лайнеров, оборудованных всем необходимым для куртуазного отдыха. Это и сестренки-баркентины «Стар Клипер» и «Стар Флайер», и «Си Клауд» – четырехмачтовый барк, способный удовлетворить запросы любого даже самого взыскательного толстосума, и наконец, самый молодой из крупных парусников и самый большой парусник на сегодня – «Роял Клипер». Сойдя со стапеля в 2000 г., «Роял Клипер» побил сразу несколько рекордов: самый большой парусник, самый большой парусный лайнер, второй в истории и единственный из ныне существующих полный пятимачтовик (то есть, корабль, несущий на всех мачтах полный набор парусов – первым таким судном была упоминавшаяся выше «Пруссия», но он погибла еще до войны) и так далее и тому подобное.


«Роял Клиппер» и баркентина-лайнер «Стар Флайер» — почувствуй разницу

«Седов» с «Крузенштерном» с появлением «Роял Клипера» оказались на вторых ролях в рейтинге самых больших, а знаменитые парусные лайнеры начали резко терять клиентуру – всем хотелось отдохнуть именно на корабле-рекордсмене. Справедливости ради стоит отметить, что за прошедшие двенадцать лет истерия вокруг «Роял Клипера» основательно поутихла.

Еще одно любопытное судно называется «Александр фон Гумбольдт». Этот небольшой и изящный трехмачтовый барк с приметными зелеными парусами служит… рекламой одной известной пивоваренной компании. На нем проводят представительские и пресс-туры, организуют акции и рок-концерты, да и просто рассекают по океанам, заходя в различные порта и демонстрируя логотип на зеленых парусах.



Барк «Александр фон Гумбольдт» и его «наследник» — «Александр фон Гумбольдт II»

Не так давно старина «Гумбольдт» стал сдавать (что неудивительно – корпус начали строить еще в позапрошлом веке, а спустили на воду в 1906-м!) и ему на помощь пришел «Александр фон Гумбольдт II» – также трехмачтовый барк.

И под конец истории немного о яхтах. Надо понимать, что яхтой называется любое частное судно, цель существования которого не в утилитарном использовании, а в том, чтобы приносить радость своему владельцу. Правда, существуют еще и спортивные яхты – те самые, на которых отмороженные и просоленные мужики, отчаянно матерясь и лихорадочно вращая лебедки, бьются за кубок какой-нибудь крупной компании, но разговор сегодня не о них. Так вот, в мире существует на сегодня не одна сотня парусных яхт с вооружением различного типа. Однако, как правило, яхты вооружают косыми парусами – таким судном легко управлять небольшой группой, а лишние люди на яхте ни к чему. Но бывают и исключения. Например, уникальный трехмачтовик «Мальтийский сокол». Вооружение этой крупнейшей в мире яхты не имеет аналогов, хотя принцип его разработали еще в середине прошлого века. Не буду описывать технические подробности, для нас куда важнее, что паруса «Сокола» позволяют ему с одинаковой легкостью идти как по ветру (чем славится прямое вооружение), так и под острым углом к нему (особенность косых парусов), и развивать почти рекордные для парусников 20 узлов. Кроме того, управлять всеми парусами может один человек со специального пульта.



Итак, мы, подобно моей знакомой, спим и мечтаем оказаться на борту настоящего парусника. Каким образом это можно сделать? Во-первых, крепко подсобрать деньжат и купить путевку на какой-нибудь из парусных лайнеров – тут, кроме финансовых, особых трудностей нет, турагентство поможет. Во-вторых, если, опять же, позволяет карман, можно взять в аренду яхту. Здесь неудобство в том, что вместе с яхтой придется брать и капитана, либо же потратить пару лет на обучение парусному делу, чтоб потом обходиться без помощи. И вот это подводит нас к третьему варианту – устроиться стажером на учебное судно. Понятно, что о судах военно-морских сил можно сразу забыть – гражданского на борт не возьмут. А вот суда, принадлежащие различным вузам (рыболовным или торговым) набирают инопрактикантов относительно легко. Правда, стоит понимать, что уйдя в рейс на «Седове», «Крузенштерне» или «Палладе», вы будете не гостем и не клиентом, а неопытным матросом, которому придется соблюдать дисциплину и стоять вахты, лазать на мачты и драить палубу – в общем, выполнять изо дня в день тяжелую монотонную работу, получая в награду только боцманскую брань. Готовы ли вы этим заплатить за возможность ежедневно ступать по живой истории парусного флота? Если готовы, тогда вперед, и семи футов вам под килем.
Поделиться:

18 комментариев

butecretti
Отлично. Читал с большим удовольствием!
Globeson
Я тоже прочитал с удовольствием.
С бодуна почему-то хорошо пошло про корабли.
butecretti
А я еще закусывал вяленой камбалой, почувствовал себя мореманом
Globeson
А я выпил поллитра молока и у меня начался понос.
Почувствовал, что у меня понос.
Globeson
Севыч сегодня на рхсп идёт. Поди веселуха будет.
Грят в питере вокализд жёг в майке пуссириот.
Эх, не ту он майку одел.
butecretti
Значит пора бежать с камбуза в гальюн
Oskar
А вот эти маринованые селедки, которые ты вчера купил — это просто живой пиздец. Я взял кусочек попробовать и не заметил, как всю банку сожрал и полпузыря вотки выпил. Поеду домой, прихвачу бидон таких
Globeson
Я писал про них пост отдельный.
Есть ещё скумбрия в такой же банке, я их чередую, тоже годная.
chemgui
Ахахааааааа! Вот ты жжошь))))))))))))))))))))))))
dmtry
да ты вчера почти трезвый был
Globeson
Бугагага!
Я давно так не нахуяривался
mussunder
Вот она рыба моей мечты.
Lelik_Djan
я тут надысь «Мыс Трафальгар» Переса-Реверте прочитал, как раз про парусники и неебическую по тем временам бойню, проникаешься духом нараз — всем любителям парусников и хороших книжек настоятельно рекомендую
Lelik_Djan
Виктори как раз учавствовал в этом сражении когда испанцы окончательно получили пиздюлей на море вместе с французами
Oskar
Трафальгар ага. Нельсон там и погиб